Счётная палата РФ: Российские академии наук неэффективно управляли федеральной собственностью — результаты контрольного мероприятия

Коллегия Счётной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования федеральной собственности и имущества государственными академиями наук и подведомственными им организациями». Мероприятие проводилось в Российской академии наук (РАН), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской академии медицинских наук (РАМН) и в их подведомственных организациях. Проверка охватывала 2010 — 2012 гг. и истекший период 2013 г. С сообщением выступили аудиторы Сергей Агапцов, Владимир Катренко, Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

По всем объектам было выявлено значительное количество нарушений, связанных с использованием, управлением и регистрацией имущества. Также проверкой установлено, что основные средства организаций академий морально и технически изношены более чем на 50%. Как было отмечено на Коллегии, эти факты только подтверждают правильность недавно принятых законодательных решений по изменению порядка управления имуществом академий.

Так в реестр федерального имущества на 1 июля 2013 г. организациями РАН не было внесено 19,6% от общего количества объектов, подлежащих учету.«На момент проведения контрольного мероприятия РАН и ее региональные отделения не располагали полной информацией о количественных и качественных характеристиках используемого федерального имущества», — сказал Сергей Агапцов.

Практически во всех проверенных учреждениях РАН выявлены факты отсутствия в бухгалтерском учете объектов федеральной собственности. «В бухгалтерском учете Института океанологии РАН не были отражены 9 объектов недвижимости: 3 сооружения в Москве и 6 квартир в Геленджике; Институтом государства и права РАН не были учтены 5 движимых особо ценных объектов культурного наследия и 1 объект недвижимости», — привел пример аудитор.

Подведомственные РАН организации в нарушение требований законодательства своевременно не отражают в бухгалтерском учете объекты основных средств и финансовые вложения. Инвентаризация нефинансовых активов проводилась с нарушением требований нормативных документов Минфина России. В бюджетной отчетности РАН по центральной части за 2010-2012 гг. отсутствовала информация об участии РАН и ее учреждений в уставном капитале как минимум 43 коммерческих организаций.

Проверка показала, что организации РАН своевременно не осуществляют государственную регистрацию прав на объекты недвижимости. По состоянию на 1 июля 2013 года ими была осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на 8 441 объект (42,2%). Государственная регистрация прав самих подведомственных организаций РАН на указанную дату осуществлена в отношении 9 043 объектов (45,2%). По сообщению аудитора, отсутствие своевременной государственной регистрации прав на недвижимость создает риски оспаривания их третьими лицами, что уже повлекло утрату прав собственности Российской Федерации на ряд объектов. «Научно-технологическим центром уникального приборостроения РАН в городе Москве в 90-х годах были предоставлены в пользование коммерческой организации помещения и часть земельного участка для организации производства мясо-колбасных изделий. Отсутствие своевременного оформления прав Центра на 5 построенных зданий, привело не только к утрате этих прав, но и к незаконному отчуждению части земельного участка. Земельный участок площадью более 9 тысяч кв. метров по фиктивным документам был отчужден Росимуществом в пользу коммерческой организации за 29,7 млн. рублей, что составляет 20% от его кадастровой стоимости», — сказал Сергей Агапцов.

Подведомственные РАН организации не обеспечивают надлежащим образом содержание федерального имущества. Требования законодательства об охране объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий не исполняются. «В оперативном управлении Института автоматизации и проектирования РАН находится объект культурного наследия «Доходный дом купца В.Е. Быкова, 1909 г., в Москве. Визуальным осмотром установлено: крыша здания почти вся уничтожена, частично обрушились перекрытия третьего и четвертого этажей, в окнах выбиты стекла. Строение 3, расположенное во дворе, находится в разрушенном состоянии: остались только кирпичные стены, внутри выросли деревья», — привел пример аудитор.

Во многих случаях РАН не перераспределяет и не возвращает в казну РФ объекты, которые не используются в уставной деятельности. Зачастую данные объекты передаются третьим лицам по договорам аренды или оказания услуг с нарушением требований законодательства. Например, на основании договора аренды на здания трех гостиниц в Москве РАН, в нарушение требований земельного законодательства, передала ООО «МААН» также и земельные участки, на которых арендатором организованы стоянки. «При этом возмещение арендатором расходов по уплате земельного налога договором не предусмотрено. За период с 2010 по 2012 гг. по трем участкам сумма земельного налога составила 36,5 млн. руб», — отметил Сергей Агапцов. В свою очередь, организациями Сибирского отделения РАН были сданы в аренду 100 земельных участков общей площадью более 3 гектаров, которые впоследствии были оборудованы под площадки различного назначения. «На них были заключены 39 договоров аренды недвижимого и 61 договор аренды «движимого» имущества. При этом сроки 13 договоров аренды истекли, однако арендаторы продолжали использовать земельные участки», — сказал аудитор.

Также проверка выявила факты расходования федеральных средств на строительство и содержание объектов, осуществленные с нарушением бухгалтерского учета на общую сумму 115,5 млн. руб. Во всех проверенных организациях РАН при сдаче в аренду или передаче в безвозмездное пользование выявлены нарушения законодательства, которые в частности привели к недополучению доходов от его использования.

Проверкой установлено, что РАН в нарушении действующего законодательства неэффективно осуществляет полномочия учредителя подведомственных ей унитарных предприятий, что приводит не только к многочисленным нарушениям, но и к их убыточности. «При этом системой внутреннего контроля РАН мероприятия в отношении подведомственных предприятий не предусмотрены», — обратил внимание аудитор.

В РАМН также выявлено значительное количество нарушений. Аудитор Владимир Катренко сообщил, что не оформлено право собственности РФ на 50% объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе организаций, подведомственных РАМН. В Реестр федерального имущества не было внесено имущество 3 организаций РАМН, или почти 17% от общего количества объектов недвижимости. Сам реестр, в нарушение поручения Председателя Правительства, в установленный срок сформирован не был.

Аудитором были отмечены нарушения в части учета объектов недвижимости, соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, реализации РАМН полномочий учредителя ФГУП и собственника федерального имущества, арендных отношений. «Так, выявлено несоответствие данных, приведенных в различных документах и сведениях по учету объектов недвижимости; отсутствие кадастровых паспортов на здания, свидетельств о государственной регистрации прав на имущество; охранных обязательств на здания, являющиеся памятниками», - сообщил Владимир Катренко.

Также были выявлены факты нарушения сроков ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства; оплаты коммунальных услуг и налогов по неиспользуемым объектам; уплаты земельного налога за участок, находящийся в пользовании сторонней организации (всего на общую сумму более 800 млн. руб.).

«Одним из факторов, способствовавших такому большому количеству нарушений, являлась слабость системы внутреннего финансового контроля РАМН, которая совершенно не сопоставима с масштабами деятельности Академии», - сообщил аудитор. Он также отметил, что в РАМН отсутствуют стандарты внутреннего финансового контроля, а, например, план-график проведения проверок на 2012 г. был исполнен только на 25%.

Для земель сельскохозяйственного назначения, закрепленных за организациями РАСХН, остается актуальной проблема лесов, которые находятся в ведении сельскохозяйственных организаций. «В организациях РАСХН отсутствуют документы, являющиеся основанием для использования данных лесных участков, что создает риски сокращения их площади и несанкционированного изъятия из состава лесных земель», — отметил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Также проверкой установлено, что у РАСХН отсутствуют достоверные данные об общей площади земель, закрепленных за подведомственными ей организациями. РАСХН не осуществила регистрацию права собственности Российской Федерации на более чем на 50% земельных участков в ведении организаций академии.

На момент проверки общая площадь земель, изъятых у подведомственных РАСХН организаций для реализации стратегических проектов, а также решения жилищных и инфраструктурных задач, составила около 16 тыс. гектаров. Изъятия проводились без учета необходимости продолжения научно-исследовательской деятельности, а также предоставления аналогичного земельного участка взамен изъятого, что создавало предпосылки для лишения организаций научной базы, ликвидации организаций и закрытия соответствующих научных направлений. «Существующая практика изъятия земель может привести к безвозвратной утрате особо ценных с научной точки зрения земель, а также возникновению ряда рисков в области развития агропромышленного комплекса РФ, в том числе в части обеспечения продовольственной безопасности», - сказал Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Имевшие место факты резкого увеличения кредиторской задолженности ранее устойчивых в финансовом плане предприятий РАСХН могут свидетельствовать об искусственном формировании такой задолженности с целью последующего вывода активов, в том числе земельных участков, из федеральной собственности. «Общая площадь земель предприятий РАСХН, находящихся в различных стадиях банкротства, по состоянию на сентябрь 2013 г. составляла более 600 тыс. гектаров», — уточнил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Таким образом, проверкой установлено, что академии управляли федеральной собственностью неэффективно, нарушались нормы Бюджетного кодекса РФ, а также требования нормативных актов Правительства РФ. Академии не осуществляли системный контроль за подведомственными им организациями, мероприятия внутреннего контроля осуществлялись формально, без привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности виновных должностных лиц.

На заседании Коллегии присутствовал Михаил Котюков, руководитель недавно созданного в рамках реформы РАН Федерального агентства научных организаций. Он сообщил, что агентство уже начало работу по устранению выявленных нарушений. В частности, оформляются права собственности на имущество академий, формируется система контроля за подведомственными организациями и т.д.

Счётная палата РФ направит представление Российской академии наук, ряду подведомственных институтов РАМН, информационные письма Председателю Правительства РФ, руководству Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федерального агентства научных организаций, обращение в Генеральную прокуратуру РФ, а также отчет в Палаты Федерального Собрания РФ.

Дополнительную информацию можно узнать из нашего видеосюжета

Департамент Пресс-службы и информации
Счётной палаты Российской Федерации

Источник: Счетная палата РФ, 4 декабря 2013 г.

 

 

Добавить комментарий