Дайджест психологических исследований: Размышления о науке делают людей лучше

«Чуть менее года назад я начал вести этот блог. Читая разнообразные научные журналы по психологии, мне часто попадались очень интересные исследования, и я с сожалением думал, что кроме редких психологов-исследователей вряд ли кто-то ещё их прочитает и узнает о результатах. И вот в марте в журнале PLoS ONE вышла статья, которая открыла для меня ещё одну функцию научно-популярных блогов. Кристина Ма-Киллэмс и Джим Блескович из University of California Santa Barbara экспериментально доказали, что размышляя о науке, люди руководствуются более строгими моральными нормами и готовы помогать другим [1]. Другими словами, мысли о науке делают людей лучше.

Сначала участникам исследования предлагалось познакомиться с небольшой историей, в которой описывалось, как на свидании молодой человек вступил в сексуальные отношения с девушкой без её согласия, и оценить этот поступок. Оказалось, что чем более позитивно участники исследования оценивали науку и верили в её пользу, тем негативнее была их оценка поступка героя этой истории. Однако эта корреляция ещё не означает, что более негативная оценка и осуждение такого поступка являлась следствием размышлений испытуемых о науке.

Для того, чтобы доказать эту причинно-следственную связь, учёные провели 3 эксперимента, в которых у испытуемых формировали неосознаваемые установки, или прайминг. Испытуемым предлагались 10 наборов по 5 слов, из каждого набора необходимо было выбрать 4 слова и составить из них предложение. У половины из них наборы содержали такие слова, как «логический», «гипотеза», «лаборатория», «учёные», «теория» (научный прайминг). У другой половине наборы содержали нейтральные слова: «обувь», «бумага», «старый», «больше» и т.д.

Выполнив это задание, участникам предлагалось прочитать тут же самую историю, а далее либо оценить поступок героя, либо своё намерение в ближайшее время совершить ряд действий и поступков, часть из которых являются просоциальными (пожертвовать на благотворительность, сдать кровь, поработать волонтёром), либо разделить 5 долларов между собой и другим незнакомцем.

По сравнению с контрольной группой испытуемые с научным праймингом сильнее осуждали изнасилование, в большей степени были готовы пожертвовать на благотворительность, сдать кровь и поработать добровольцем, а также оставляли себе меньше денег при дележе 5 долларов. Другими словами, размышляя о науке, люди начинали руководствоваться более строгими моральными стандартами, становились менее эгоистичными и готовыми помогать другим. Такой эффект науки авторы объясняют тем, что она ассоциируется с такими понятиями, как рациональность, беспристрастность, прогресс, которые в свою очередь являются частью более общего морально-нравственного взгляда на мир. Поэтому можно надеяться, что изучение науки и занятия ей, делает нас лучше. И это ещё один повод для того, чтобы как можно шире распространять информацию о результатах научных исследованиях, открытиях и изобретениях.»
_______________________________________________
[1] Ma-Kellams, C., & Blascovich, J. (2013). Does “Science” Make You Moral? The Effects of Priming Science on Moral Judgments and Behavior. Plos One, 8(3), e57989. doi:10.1371/journal.pone.0057989 [PDF]

Автор: Андрей Ловаков
30 мая 2013 г.

Источник: Дайджест психологических исследований

Добавить комментарий