«НГ-Наука»: Владимир Фортов рискнул выдвинуться на второй срок

Предстоящие в марте выборы президента Российской академии наук могут вылиться в противостояние бюрократических элитных группировок

В самом конце прошлого года на очередном заседании Уральского отделения Российской академии наук состоялось выдвижение кандидата на должность президента РАН. Напомним, выборы должны пройти в марте 2017 года. В адрес Президиума УрО РАН поступили письма от академиков Геннадия Месяца (в свое время много лет возглавлявшего Уральское отделение РАН) и Михаила Садовского с предложением поддержать кандидатуру действующего президента РАН Владимира Фортова. Он, как стало известно, решил вновь баллотироваться на этот пост. Большинством голосов кандидатура Владимира Фортова была поддержана.

Эксперт: член-корреспондент РАН Юрий Нестеренко о школьном образовании

Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева своим приказом от 17 октября освободила Алексея Семенова от должности исполняющего обязанности ректора Московского педагогического государственного университета. Деятельность Семенова, академика РАН и Академии образования, все три года его ректорства в МПГУ вызывала широкую дискуссию в педагогических и научных кругах. Еще в апреле состоялась его пресс-конференция, в которой также принял участие Константин Зискин, директор института «Высшая школа образования и когнитивных наук» (подразделения МПГУ, отвечающего за подготовку и переподготовку школьных учителей), на которой они обнародовали свои взгляды на дальнейшие изменения в системе школьного образования. Взгляды оказались настолько радикальными и не укладывающимися в привычные представления о сущности школьной системы, что на них сочло необходимым откликнуться бюро Отделения математических наук РАН, традиционно принимающее активное участие в дискуссиях о реформах российского образования. Конечно, это не случайно. Наше математическое образование считается одним из лучших, а российская математическая школа — одной из сильнейших в мире. И отечественные математики очень внимательно следят за всеми новациями в сфере образования, чтобы они не привели к потере достигнутых позиций.

Мы решили обсудить проблемы образования, в первую очередь математического, с заведующим кафедрой теории чисел механико-математического факультета МГУ, членом-корреспондентом РАН, членом бюро Отделения математических наук РАН Юрием Нестеренко, который к тому же непосредственно вовлечен в школьное образование, поскольку возглавляет ученый совет школы-интерната имени А. Н. Колмогорова МГУ. Его научные результаты отмечены премией имени А.А. Маркова РАН, международными премиями Островского, Общества Харди—Рамануджана и Александра фон Гумбольдта. Читать далее

Троицкий вариант: Индекс Хирша в математике не аргумент

Интервью с лауреатом премии Филдса, профессором Женевского университета, зав. лабораторией СПбГУ Станиславом Смирновым. Беседовала Наталия Демина. Полная версия, в *.pdf и бумажной версии газеты опубликована сокращенная версия комментария.

См. также интервью с академиком РАН Виктором Васильевым. Читать далее

Троицкий вариант: Хиршемафия и хиршефобия

Итоги выборов в Академию наук вызвали вопросы не только по отделению физиологических наук, но и по отделению математики. К сожалению, многие упреки о низких индексах Хирша у выбранных членкоров, о блокирующем пакете трех институтов и др. звучат непублично, в кулуарах, и у математиков нет возможности ответить, глядя критикам в лицо. Вопросы, в которых звучат основные упреки, мы задали академику РАН, президенту Московского математического общества Виктору Васильеву. Отметим, что этот материал должен был появиться на сайте «Индикатор.ру», но там его отказались публиковать, так как не нашли в тексте «никакой новизны». Беседовала Наталия Демина. Читать далее

Юрий Болдырев: Планы США в отношении России — в жизнь?

В четверг 1 декабря 2016 года президент выступит с очередным Посланием Федеральному Собранию. Все уже готовятся комментировать или организовывать комментирование. И меня уже пригласили на запись дискуссии на эту тему (не на центральных телеканалах, разумеется). Но только стоит ли ждать Послания?

Интересует ли нас, прежде всего, то, что глава государства скажет специально на всю широкую аудиторию? Или важнее присмотреться и прислушаться к тому, что этот же президент уже сказал (вкупе с тем, что сделал и планирует делать далее) на аудиторию более узкую? Да еще и если до широкой аудитории из всего мероприятия был доведен и даже широко распропагандирован лишь один эпизод, судя по всему, тщательно спланированный и преподнесенный как публичная порка строгим начальником явно провинившихся подчиненных? Читать далее

[важное] Письмо ОНР к министру образования и науки об РФФИ и РГНФ

Подписать обращение

Министру образования и науки

Российской Федерации

О.Ю. Васильевой

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Мы, нижеподписавшиеся российские ученые, в том числе руководители и исполнители проектов, поддержанных грантами Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), хотим привлечь Ваше внимание к негативным аспектам политики руководства Фонда, образованного в результате присоединения РГНФ к РФФИ[1]. Результатом этой политики уже в следующем 2017 г. может стать прекращение продуктивной работы сотен научных групп и тысяч учёных, а значит – продолжение снижения конкурентоспособности российской науки.

Читать далее

[важное] rascommission.ru: К вопросу о присуждении ученых степеней

Комиссия общественного контроля в сфере науки поддерживает отзыв Общества научных работников ОНР (http://onr-russia.ru/content/sbor-podpisej-protiv-PP-RF-ob-izmenenii-polozheniya-VAK) о проекте постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о присуждении ученых степеней», внесенный Министерством образования и науки РФ на общественное обсуждение 06.09.2016 г. (обсуждение продлится до 20.09.2016 г.)

Комиссия считает, что данный проект должен быть немедленно отозван, так как присуждение и лишение ученых степеней целиком находится в компетенции профессионального научного сообщества и не требует вмешательства судебной власти.

Комиссия призывает научных сотрудников подписать данный отзыв.

 

Источник: сайт Комиссии общественного контроля в сфере науки, 12 сентября 2016 г.

[важное] Совет по науке при МОН: Заявление о проекте Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о присуждении ученых степеней»

Совет по науке при Министерстве образования и науки РФ выражает категорическое несогласие с проектом Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о присуждении ученых степеней» (далее – Проект), вынесенным на общественное обсуждение 06.09.2016 г. (см.http://regulation.gov.ru/projects#npa=53398). Этот документ не проходил предварительной экспертизы Совета по науке при МОН. В случае принятия он нанесет значительный вред российской науке и научно-образовательному сообществу. Читать далее

[важное] Профсоюз РАН: Протестная неделя Профсоюза работников РАН

ПРОТЕСТ-2016

Профсоюз работников РАН начинает серию массовых акций против сокращения бюджета науки. По всей России в научных центрах и институтах РАН пройдут чрезвычайные собрания, митинги, встречи с участием кандидатов в депутаты Госдумы. Читать далее

журнал «Свободная мысль»: Реформирование российской науки: результаты и перспективы бюрократических игр

В статье Давида Эпштейна излагается ход реформирования Российской академии науки, начиная с 2013 года, описываются его основные направления и причины, анализируется характер реформ. Передача научно-исследовательских организаций под управление бюрократической структуре сделала фундаментальную науку в России полем для сомнительных и вредных экспериментов. Делается вывод о несоответствии модели реформ задачам перехода к инновационному развитию, стоящим перед страной. Профсоюзные организации РАН критикуются за слабую работу с коллективами научно-исследовательских учреждений, за уход от задач отстаивания интересов работников и науки. Сообщается о Третьей сессии Конгресса работников образования, науки и культуры России (КРОН-3) и приведена резолюция КРОН-3 о необходимости принятия альтернативной программы сохранения и развития науки и образования. Читать далее