СО РАН о плане реструктуризации научных организаций

Президиум Сибирского отделения РАН на заседании 6 мая 2015 года принял отзыв на проект доклада Федерального агентства научных организаций по Плану реструктуризации научных организаций, подготовленный в соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина от 27 декабря 2014 г. № Пр-3011 (п. 2, пп. в) по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию 8 декабря 2014 г.

В отзыве говорится, что представленный Федеральным агентством научных организаций
проект доклада по Плану реструктуризации научных организаций,
подготовленный в соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина от
27 декабря 2014 г. № Пр-3011 (п. 2, пп. в) по итогам заседания Совета при
Президенте РФ по науке и образованию от 8 декабря 2014 г. не может быть
принят по причинам принципиального характера:

  • в основу доклада положены результаты краудсорсинга, общественного
    обсуждения академическим сообществом плана реструктуризации научных
    организаций и опроса представителей научных коллективов. На их базе
    сформулированы принципы реструктуризации, критерии отбора и
    определения приоритета проектов. Предложенный подход, не имеющий
    аналогов в мировой практике, отражает недостаток компетенций при
    определении целей и спектра научных задач, а также недостаток и неполноту
    достоверной информации о реальном состояния сектора фундаментальных
    исследований в России. Однако главное состоит в том, что он противоречит
    ясно выраженным государственным приоритетам в сфере науки и
    образования. Последние были четко сформулированы на заседаниях
    Президентского совета по науке и образованию, в посланиях Президента РФ
    В.В. Путина Федеральному собранию и его выступлениях. Они необходимы
    для решения жизненно важных и животрепещущих задач в области обороны
    и безопасности, импортозамещения, освоения Арктики, ускоренного
    социально-экономического развития регионов (Сибирь, Дальний Восток и
    Байкальский регион, Юг России, Крым). Поэтому в основу принятия
    решений по реструктуризации должна быть положена подтвержденная
    ведущими заказчиками и потребителями (федеральные и региональные
    органы исполнительной власти, крупные корпорации, фирмы и
    высокотехнологические предприятия) результатов фундаментальных
    исследований способность выполнения научными организациями
    приоритетных для страны и современной науки задач.
  • в предлагаемом докладе подразумевается переход на германскую модель
    организации научных исследований, включающую Национальные
    исследовательские институты (аналог Общества Макса Планка),
    Федеральные исследовательские центры (аналог Общества Гельмгольца),
    Федеральные научные центры (аналог Общества Фраунгофера),
    региональные исследовательские институты и центры (аналог Общества
    Лейбница). Вызывает недоумение резкий поворот без какого-либо
    обсуждения и анализа их положительных и отрицательных сторон от
    неоднократно провозглашаемой руководством Минобрнауки РФ в качестве
    конечной цели американской модели организации науки в России
    (сосредоточить основную часть научных исследований в университетах) к
    предлагаемой ФАНО и несовместимой с американской германской модели.
    В то же время полностью игнорируются успешные французская (CNRS) и
    китайская модели, во многом основанные на долгосрочном опыте и
    впечатляющих успехах российской системы организации науки в советские
    годы (атомный и космический проекты СССР, достижение стратегического
    паритета сверхдержав в оборонной сфере, решение социальных и
    региональных проблем и др.). Нельзя не отметить практическое отсутствие
    признанных прорывов при реализации американской модели, связанных как
    с созданием Федеральных университетов, так и государственных научных
    центров. До сих пор не проведен анализ эффективности, заявленной при
    образовании Роснано, Сколково и других проектов. Относительно планов
    реализации германской модели в России следует указать на принципиальное
    различие исторических традиций и экономической ситуации в России и
    Германии, связанное с наличием в последней мощного финансирования
    научных организаций как со стороны земель (Бавария, Северный Рейн-
    Вестфалия, Баден-Вюртемберг и др.), так и со стороны мощных
    высокотехнологических концернов, таких как EADS, BASF, Siemens AG,
    Infineon, Hoehst AG, Bosch GmbH, BMW и др.

Вывод: реализация предлагаемого в докладе плана реструктуризации
научных организаций при отсутствии выраженных приоритетов
государственного характера, детальной проработки преимуществ и
недостатков германской модели в России, без достаточных средств для
проведения столь масштабной реорганизации чрезвычайно опасна при
выполнения жизненно важных для страны и современной фундаментальной
науки задач. Последствия предлагаемой реструктуризации с высокой долей
вероятности приведут к снижению уровня важнейших научных исследований
и безвозвратной потере
пока ещѐ достаточно высоких рейтингов российской
науки в мире. В представленном виде проект плана реструктуризации не
может быть принят, поскольку представляет собой конкретную программу
массовой и практически единовременной ликвидации действующих
академических институтов с параллельным уничтожением сложившейся и
эффективно работающей в целом системы научных организаций.

Источник: официальный сайт СО РАН

СО РАН о плане реструктуризации научных организаций: Один комментарий

Добавить комментарий